Иконопись – одна из основных специальностей (наряду со стенописью), преподаваемая в иконописной школе.
Все иконописные работы выполняются традиционным способом – минеральными пигментами на натуральных материалах. Для этого на доску из натурального дерева (липа, сосна, дуб и др.) наносится левкас (основа из мела и клея), на которой красками из смеси растертых минералов и яичного желтка пишется святой образ. Для золочения фона, нимбов и ассиста используется сусальное золото. Для защиты от повреждений и воздействия окружающей среды икона покрывается слоем олифы. Такая технология гарантирует сохранность и долговечность изображения.
Искусство иконописи пришло к нам из Византии после принятия христианства в 988 году и вплоть до времен Петра I являлось центральной частью всей древнерусской культуры. Центрами древнерусской иконописи были Киев, Новгород, Владимир, Псков и Москва.
Икона – неотъемлемая часть православной традиции, без нее сложно представить православный храм и дом христианина.
Иконография Спасителя
Центральным
образом древнерусской иконописи является образ Спасителя – воплотившегося Второго
Лица Пресвятой Троицы – Бога Сына. Святой евангелист Иоанн
свидетельствует: «И Слово стало плотью и обитало с нами, полное
благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от
Отца» (Ин. 1:14) и «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в
недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). То есть Иисус Христос – единственный
образ Бога, Его Икона.
В раннехристианские времена существовало множество изображений Христа, в том числе в виде рыбы и агнца, но в настоящее время существуют два типа Его изображения: в виде Вседержителя или Царя, а также в том виде, в котором Он совершал Свое земное служение (в том числе в виде младенца).
На иконах Спасителя можно узнать по особому нимбу – на нем хорошо заметен крест с вписанными греческими буквами, означающими в переводе имя Божие – «Сущий». Также Спасителя можно узнать и по одежде – обычно это красный хитон (рубаха) снизу и синий гиматий (накидка) сверху. Красный цвет хитона символизирует человеческую природу Христа, а синий цвет гиматия – Божественную.
Часто на иконах Спаситель изображается с книгой, символизирующей спасительное учение, с которым Христос пришел в мир. Книга может быть раскрытой или закрытой, при этом раскрытая книга содержит цитату из Евангелия.
Иконы Спасителя относятся к пяти основным иконографическим типам:
1. Спас Нерукотворный
На иконе изображается только Лик Христа. Источником иконографии такого типа служит христианская реликвия – нерукотворный образ Христа, запечатленный, по преданию, для царя Эдессы Авгаря: Христос умыл Лицо и отер его платом (убрусом), на котором осталось изображение Лика.
2. Спас Вседержитель (Пантократор)
Центральный образ в иконографии Спасителя. На иконах такого типа Он предстает как Небесный Царь и Судия, может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте.
3. Спас на престоле
Иконы этого типа сходны с иконами Спаса Вседержителя, но Христос всегда изображается в полный рост, восседающим на престоле (в знак царственной славы и достоинства Христа).
4. Спас в силах
В иконостасе православного храма это центральное изображение Христа. Иконографически изображение сходно с типами «Спас Вседержитель» и «Спас на престоле», но отличается более развернутой символикой. Христос изображается на престоле в полный рост, фон иконы составляют красный ромб (символ человечества Христа и земного мира) и синий овал (символ Божества Христа и Царства небесного). Самим наименованием образа "Спас в силах" выражена богословская идея – явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен, во исполнение Божественного Промысла о мире.
5. Спас Эммануил
На иконах этого типа Христос предстает в образе отрока. Источником иконографии служит повествование евангелиста об Отроке Иисусе в Иерусалимском храме (Лк. 2:41-52). Само имя «Эммануил» означает «с нами Бог».
.
Иконография Божией Матери
В православном церковном календаре на большинство дней года приходится чествование чудотворных икон Божией Матери. Такое богатство иконографии Богородицы является свидетельством Ее глубочайшего почитания в народе, благодаря особой роли Ее как заступницы перед Господом за весь род человеческий. По преданию, первые иконы Божией Матери были написаны святым евангелистом Лукой. Некоторые из икон Богородицы были явлены чудесным образом.
Во все времена иконописцы пытались передать лику Пресвятой Девы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только было способно их воображение. Лиричность, просветленность и отрешенность —главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах.
На иконах Божия Матери изображается в мафории (накидке, покрывающей голову) красного цвета (символ страданий и воспоминание о царском происхождении). Нижние одежды обычно голубые (символ Ее небесной чистоты). Важной деталью одеяния Богородицы являются поручи — деталь облачения священников, символ сослужения Божией Матери Первосвященнику Христу.
На челе и плечах Богородицы как правило изображаются три золотые звезды в знак Ее приснодевства (Богородица до Рождества, в Рождестве и по Рождестве пребыла Девою). Кроме того, три звезды — символ Святой Троицы.
В иконографии Божией Матери выделяются 5 основных типов:
1. Елеуса («Умиление»)
Этот иконографический тип восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему Православному миру. Характерной особенностью этой иконографии является соединенность ликов Спасителя и Богородицы, выражающая не только любовь матери к своему ребенку, но и любовь Творца, отдающего Самого Себя во искупление греха Своего творения – человека.
Из икон этого типа в России наиболее известны иконы Владимирская, «Взыскание погибших», Донская, Федоровская.
2. Одигитрия («Путеводительница»)
«Я есть путь и истина и жизнь», – говорит Христос (Ин.14:6). Об этом свидетельствует и рука Божией Матери, указывающая на Младенца на иконах этого типа. Младенец Христос на руках Богоматери обращен к нам с благословляющим жестом.
Наиболее известные иконы этого типа: Смоленская, Казанская, Иверская, Тихвинская
3. Оранта («Молящаяся»)
Здесь Богоматерь изображается как правило в полный рост с воздетыми в молитвенном обращении к Богу руками. На Ее лоне, на фоне круглой сферы изображается Спас Эммануил.
В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря (в конхе).
Наиболее распространены в России иконы этого типа «Знамение» и «Нерушимая Стена».
4. Панахранта («Всемилостивая», Богородица на престоле)
Божия Матерь изображается в полный рост, восседающей на престоле с Богомладенцем на руках. Престол символизирует царственное достоинство Пресвятой как совершенной из людей.
Из икон этого типа в России наиболее известны — "Державная" и "Всецарица".
5. Агиосортисса («Заступница»)
Особенность этого типа богородичных икон – изображение Божией Матери без Младенца. При этом Богородица изображается, как правило, со свитком в руках, обращенной вправо в молитвенной позе. В православном храме этот образ помещается в деисусном ряде («деисус» – по-гречески «моление») слева от иконы «Спас в силах».
.
Иконография святых
Кроме Спасителя и Богородицы на православных иконах изображаются святые – люди, своей праведной жизнью, подвигами и мученичеством за Христа угодившие Богу и получившие от Него особую благодать быть после смерти заступниками и предстателями за нас перед Ним. Существуют различные «чины» (или «лики») святых: Иоанн Предтеча, апостолы, равноапостольные, святители, мученики, преподобные, пророки и праотцы, праведные, благоверные князья, блаженные Христа ради юродивые. Особым чином являются Силы Небесные (в том числе ангелы и архангелы).
Каждый чин святых имеет свои иконографические особенности. Так, пророки изображаются в хитоне (нижней рубахе) и гиматии (верхней накидке), со свитком в руке, содержащим выдержки из их пророчеств. Иоанн Предтеча, последний из пророков, крестивший Христа на Иордане, изображается в одежде из верблюжьего волоса. Распространена икона Предтечи «Ангел пустыни», на которой он изображается с крыльями ангела, держащим свою отсеченную голову на блюде (Мк. 6:17-29)
Апостолы изображаются на иконах также в хитоне и гиматии, с книгой или свитком в руке. На Царских вратах обычно помещаются изображения четырех апостолов-евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна во время работы над Евангелием.
Святые, прославленные в лике равноапостольных, изображаются подобно апостолам, но при этом часто в руках они держат крест.
Святители – патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости чистотой личной жизни и прославившиеся неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов – изображаются на иконах в епископском облачении с митрой на голове (символ тернового венца Спасителя) и омофором (широкой лентой) на плечах (символ заблудшей овцы, которую несет на плечах Пастырь добрый – Христос).
В иконографии мучеников часто используется красный цвет (в первую очередь в одеждах) как символ пролитой за Христа и Церковь крови. В руках мученики держат Крест – символ страданий Христа.
Преподобные – святые из монашествующих – изображаются в полный рост и по пояс, в монашествующем облачении. Правая рука – в именном благославляющем перстосложении; в левой руке может быть развернутый или, чаще всего, скрученный свиток.
Блаженные (юродивые) – угодники Божии, принимавшие на себя личину безумия, терпевшие поношения от окружающих, обличавшие людские пороки и вразумлявшие власть имущих, – на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами.
Благоверных – святых мирян, которые имели княжеский титул или были правителями и которые, пользуясь своим положением, защищали и отстаивали Православную веру, а также своим личным примером являли образец смирения и кротости, – изображают обычно в царских ризах, или в воинских доспехах.
Святые всех чинов изображаются на иконах с нимбом – условным обозначением сияния вокруг головы – символом святости.
Известно, что святые имеют благодать от Бога помогать людям в различным обстоятельствах и нуждах. Молитвенно обращаясь к ним, мы получаем в их лице заступников и наших сомолитвенников к Богу.
.
В православной традиции в таинстве Крещения человек получает имя в честь святого, день памяти которого совершается в этот день, при этом святой становится небесным покровителем крещаемого. Издревле на Руси существует церковная традиция изготовления мерной иконы – образа небесного покровителя новорожденного младенца. Икона пишется ко дню крещения, и ее высота соответствует росту младенца при рождении.