Работы учащихся заочного отделения
1 курс: прориси, оживки, гризайль
2 курс: таблетки
3-5 курсы: иконы
Возможно ли заочное обучение,
например, сапожному или столярному ремеслу? Ответ будет, очевидно,
отрицательным. А искусству живописи или скульптуры? Тем более! Однако в мире,
где царствует Его Величество Интернет, невозможное становится возможным. Иконописной школе имени преподобного Алипия Печерского без малого четверть
века. Когда все только начиналось, а это 1991 год, Интернет был явлением
экзотическим, поэтому ни о каком заочном отделении и дистанционном обучении
речи быть не могло. Все учились по-старинке, сидя за партой или мольбертом. Но
время бежит, точнее – летит, мир меняется прямо на глазах. Нельзя сказать,
чтобы в лучшую сторону, однако положительные явления тоже наблюдаются. К таким
положительным явления относится возможность обучаться иконописи в любом самом
отдаленном уголке нашего необъятного Отечества и даже за его пределами.
В начале был эксперимент. Дали
объявление на сайте школы, набралась небольшая группа желающих
поэкспериментировать над собой. География самая обширная – от Крыма до
Забайкалья, Казахстана и Германии. Практических предметов набралось четыре:
иконопись, иконописный рисунок, шрифты и орнаменты, плюс теория: иконоведение,
история христианского искусства, церковно-славянский язык, катехизис
(православное вероучение).
Первые полгода наиболее сложные:
проходится рассказывать о том, что надо показывать, это тот самый случай, когда
лучше один раз увидеть. Но после первой сессии, после очного общения с
преподавателями ситуация меняется самым решительным образом. Студенты уезжают
домой нашпигованные знаниями на полгода вперед. Затем следует переписка:
задания, замечания, исправления… и так по кругу. После окончания второй сессии
и годового просмотра становится понятно, что эксперимент удался, это видно по
работам студентов и отзывам – они благодарили за возможность получить желанные
знания и навыки без отрыва от семьи и работы. Другой такой возможности у них
просто не было, далеко не все желающие могут обучаться на очном отделении, а
некоторым и возраст не позволяет.
Последнюю жирную точку в этом спорном
вопросе поставили дипломные работы выпускников заочного отделения. Требования к
этим работам предъявлялись такие же, как и к работам «очников», но все,
дошедшие до финишной прямой (5 курсов), удачно защитились и получили дипломы об
окончании школы. Самое удивительное то, что до поступления в школу большинство
выпускников художествам никогда и нигде не учились. Некоторые сошли с дистанции,
но это неизбежно при обучении любым творческим профессиям.
В процессе обучения иконописи есть
еще один важный этап. Речь идет о том времени, когда ученик уже приобрел
определенные знания и навыки, и ему пора приступать к написанию настоящих икон,
но на это нужно особое благословение. Данный момент можно сравнить с
принесением врачами клятвы Гиппократа перед началом их практической
деятельности. Для иконописцев это не менее важный момент, поскольку иконописец
своим трудом должен свидетельствовать мiру
об Истине, причем, не от себя, а от лица Церкви. Это огромная
ответственность и, в определенном смысле, богослужение. В старину
изографов на важных приемах или трапезах положено было сажать рядом с
епископами, так высоко почиталось служение иконописцев. Именно
"служение", а не "работа"!
Прот. Виталий Шумилов, руководитель школы