|
С 9 по 16 февраля 2007 года в рамках объявленного Администрацией г. Дубны «Года духовного и национального возрождения» в фойе ДК «МИР» прошла выставка современного православного искусства. На ней были представлены образцы лицевого шитья (работы матушки Нины Волгиной), а также иконы учащихся и выпускников Иконописной школы имени преподобного Алипия Печерского. |
|
Работы матушки Нины и ее учениц отличает большое разнообразие приемов и сюжетов. Хотя мастерица умеет работать и в древнерусской технике и теми же материалами (золотые, серебряные и шелковые нити), которые использовались несколько столетий назад, однако матушка Нина выбирает материалы попроще и подешевле, чтобы ее работы были доступны более широкому кругу ценителей этого вида прикладного искусства. Она ориентируется не столько на образцы царских мастерских, сколько на народные шитье и вышивку. Большинство ее работ отличает яркость и праздничность колорита, но есть образцы построенные на тонких и благородных цветовых отношениях. Эта часть выставки особенно привлекала внимание женщин. Надо заметить, что в старину лицевое шитье носило литургический характер: вышивались богослужебные предметы – воздухи, покровцы, облачения священнослужителей, плащаницы. В наше время появилась потребность иметь в храмах и домах вышитые моленные иконы. Это не нарушение канонов, а скорее логичное продолжение и развитее древней традиции. Несмотря на название другой части выставки – «современная икона» – работы выполнены строго по древнерусской технологии в технике яичной темперы, минеральными пигментами, натуральными материалами. Экспозиция небольшая, на ней представлено всего 9 икон. Как правило, иконы пишутся на заказ, поэтому бывает трудно собрать большое количество икон в одно время и в одном месте. Иконы, представленные на выставке в ДК «Мир» (кроме двух), не повторяют экспозицию недавней выставки в «Манеже», а дополняют ее, показывают разнообразие техники и стилей, которыми овладели дубненские иконописцы.
|
| | | |
Во время просмотра выставки икон появляется ощущение строгой торжественности. Справа и слева экспозицию обрамляют две больших иконы Божией Матери работы Ольги Норкиной – «Ченстоховская» и «Владимирская». Центральное место в экспозиции отведено иконе Олега Осетрова «Страшный суд». Работа является списком новгородской иконы XV века. Среди других икон Олега Осетрова «Спаситель», «Святители Григорий Двоеслов, Иоанн Златоуст и Василий Великий», «Воины-великомученики Димитрий Солунский и Георгий Победоносец». | | Впечатляет икона Божией Матери «Отрада или Утешение» Татьяны Плукчи: взор Богоматери выражает любовь и одновременно скорбь. Сюжетные иконы Александра Рудича имеют сложные очертания, дело в том, что они предназначены для иконостаса храма Преподобного Андрея Критского в Санкт-Петербурге. Они выделяются среди других работ красивым насыщенным голубым цветом («Преображение», «Преставление прп. Андрея Критского»).
|
| | |
| «Важнейшая задача иконы – по словам диакона Андрея Кураева – показать незримый внутренний мир христианина; через видимые краски передать духовный смысл происходящего с человеком при его встрече с Богом». Хочется верить, что горожанам удалось, посетив выставку, «заглянуть» этот мир и может быть «встретиться с Богом».
|
|