Над нишами в оставшееся пространство стены вписана композиция «Моление о Чаше», литургический смысл которой не нуждается в разъяснении. В куполе жертвенника, как и в куполе симметричной ему правой части алтаря, именуемой обычно диаконником, изображены в медальонах Архангелы Михаил и Гавриил. Изображения Архангелов и Ангелов в куполах жертвенника, диаконника и других куполах богословски обоснованы. Купол – символ неба. Литургические песнопения и молитвы: «ныне силы небесные с нами невидимо служат…», «иже херувимы тайно образующе…», «сотвори со входом нашим, входу святых Ангелов быти, сослужащих нам…» и подобные им напоминают молящимся, что во время богослужения небесные силы не только невидимо присутствуют в храме, но и сослужат Великому Архиерею Христу, а также священнодействующим архиереям и иереям. В древнейшем из сохранившихся русских храмов – Софии Киевской во всех малых куполах изображены Архангелы. На западной стене жертвенника, как и в диаконнике, над проемом, ведущим к диаконским дверям иконостаса, помещаются медальоны с оплечными изображениями свв. архидиаконов Стефана и Лаврентия. На откосах этих проемов, видимых со стороны алтаря изображены еще четыре диакона, упоминаемых в книге Деяний Апостолов: Филипп, Прохор, Никанор, Тимон (Деян.6:5). Стены и своды остального пространства проходов из жертвенника и диаконника к северным и южным диаконским дверям иконостаса предполагается покрыть орнаментом,т.к. они практически не просматриваются не из храма, не из алтаря. |
В диаконнике, кроме уже упомянутых сюжетов расположены изображения двух святителей на восточной стене. Некоторое затруднение для росписи представляет дверь, ведущая в ризницу. Она перекрывает нижнюю часть фигуры одного из святителей, так что остается поясное изображение. Надо заметить, что в древнерусской монументальной живописи можно встретить достаточно много примеров, когда изографы не обращали внимания на неудобные для размещения композиций проемы и балки. В главном куполе основного пространства храма помещается образ Пантократора, окруженный медальонами с поясными изображениями Архангелов: Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила, – всего шесть Архангелов. Вместе с Архангелами Михаилом и Гавриилом, образы которых находятся в алтаре, получается полный Собор. С востока и запада в купол врезаются две арки, так что пространство с этих сторон меньше, чем с боков, где изображены медальоны с Архангелами. Здесь помещены медальоны меньших размеров. С восточной стороны над иконостасом помещается композиция «Престол уготованный» – символ Второго пришествия и Страшного Суда, а также невидимого присутствия Божия. В противоположном ему западном малом медальоне помещается «Крест процветший» – образ Животворящего Древа Креста и евангельского зерна, которое, умерев, приносит много плода. В целом идею росписи купола можно выразить словами песнопения великого повечерия: «Господи сил, с нами буди».
|