РУССКАЯ ИКОНА НАШИХ ДНЕЙ. СИНТЕЗ ТРАДИЦИЙ ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА
Настоящая экспозиция непредвзято опровергает идею замкнутости русского
мира и русского искусства, что сегодня особенно актуально. В интервью журналу
«Фома» замечательный иконописец священник Андрей Давыдов сказал, что «в
современной иконописи скоро должен закончиться период автоматического
воспроизводства отдельных стилистических периодов прошлого»... и мы перейдём в
следующую стадию - творческое освоение всей традиции церковного искусства.
Ростки этого процесса на данной выставке уже явно просматриваются в работах
ведущих мастеров, однако следование устоявшимся художественным и
иконографическим нормам закономерно сохраняет свою актуальность.
Праздник Покрова Богоматери, которого нет в греческих богослужебных
книгах, был установлен Андреем Боголюбским в 60-х годах XII века. С тех пор
Русь стала именоваться «Землёй Богородицы». Иконы этого сюжета известны только
у нас, хотя идея заступничества Святой Девы за народ и государство звучит во
многих латинских богослужебных текстах и в священных образах. На Западе, что
явствует из «Книги Девы», издревле знали и само пятничное чудо во Влахернах,
ставшее источником ранних русских изводов Покрова.
Настоящая экспозиция отнюдь не требовала предъявления одних лишь
богородичных икон, в частности Покрова Богоматери, ибо текст праздничного
кондака, приведённый выше, свидетельствует о соборной молитве Девы с ангелами,
архангелами, апостолами, пророками, т.е. всеми чинами святости перед Превечным
Богом. Характерно, что в большинстве русских чудес, связанных с заступлением
за народ Богородицы, Она является в окружении Небесного воинства и святителей.
При входе на выставку зрителей встречают икона Покрова (иконописная
школа имени преподобного Алипия, руководитель Виталий Шумилов) и подвесная
шитая пелена Богоматерь Владимирская (факультет церковных художеств ПСТГУ).
Покров выполнен в ростовском изводе, но по-новгородски скуп в составе
персонажей, что акцентирует масштаб фигуры Богородицы с красной ризой в руках.
Слева и справа от неё в центральной витрине размещены как бы «полыхающие огнём»
небольшие триптихи Анатолия Эйтенейера, в которых тема явления ангелов Аврааму
и Саре преобразуется в символический образ триипостасного Бога. На малом
складне он решен в варианте Троицы Андрея Рублёва. Замечательны в обоих
складнях золотые орнаментальные мотивы на киноварных фонах, творчески
истолкованные элементы византийских орнаментов и «фонтан жизни» с великолепными
павлинами по сторонам вазона, «окрашенными», несмотря на древность мотива,
оттенками народного искусства. Рядом с малым складнем помещена небольшая
резная па самшите икона Богоматери Ярославской работы Сергея Трошина.
Пластическая гармония низкого рельефа и его тонкая проработка свидетельствуют о
понимании автором природы русской церковной резьбы.
Взаимопроникновение идей и образов в рамках общехристианской традиции
программно заявляют о себе в центральной части экспозиции, где прекрасные
«византийские» мозаики Александра Корноухова «Три вселенских святителя» и
«Богоматерь Одигитрия» вкупе формируют образы литургии и Матери-Церкви,
изначально единые для Востока и Запада. Рядом представлена энкаустическая икона
Андрея Давыдова «Испанские святые». Яркие и глубокие цвета, свойственные
энкаустике, которую мастеру удалось вывести из небытия, «зажигают» мягко мерцающие
мозаики светоносным блеском своей поверхности.
Вместе с тем образ этот по своему строению и цвету парадоксально
ассоциируется с рядом древних новгородских икон. По этому поводу нелишним будет
вспомнить факт несомненного созвучия ликов святых Константина и Елены во
фрагментах фресок Софии Новгородской середины XI века с их условной округлой
подрумянкой древнейшим храмовым росписям Каталапии. Видимо, ареал культурных
контактов Руси в древнейшие эпохи был много шире, чем мы предполагаем в
настоящее время, и, что самое главное, оставил свои реальные следы в
новгородском средневековье. В Грановитой палате Великого Новгорода хранится
овальный рельефный образок XIV-XV веков с фигурой апостола Иакова и
припадающими странниками, пришедшими на поклонение ему в Компостеллу, куда
стекались тысячи паломников со всей Европы.
Поистине великолепный монументальный крест работы Андрея Давыдова
но природе своих типологических ориентиров вызывает в памяти крест, который
варяг Щимон принёс в Клев. Текст Печерского Патерика позволяет думать, что фигура
Спасителя на нём была не скульптурной, а живописной. Крест, выполненный Давыдовым в энкаустике, превращает чёрный фон
древа и Голгофский холм в драгоценность. Само же Распятие в своей «личностной образности» вызывает чувство
реальной встречи с первообразом, в чём художник видит основную задачу иконы в
период после длительного господства так называемой «храмовой декорации».
Задачу авторской реконструкции образа Святой Девы Альмудены. помещённого
на аналое у Креста, Давыдов решал, видимо, ориентируясь на памятники XI века,
ибо святыня чудесным образом явилась из стены старой крепости в 1086 году.
В противоположном углу на древке закреплена шитая хоругвь с сюжетом
Благовещения (факультет церковных художеств ПСТГУ).
Парная икона верховных апостолов Петра и Павла стала как бы образом-эмблемой
общехристианского единства. Этот извод известен в Византии и на Западе с XIII
века. Вспомним, к примеру, вотивную икону, заказанную в XIII веке сербской
королевой Еленой (Ватикан).
Закономерным, как я полагаю, было решение поместить «Спаса оплечного»
Анатолия Эйтенейера в витрине напротив центральной группы икон. Взгляд Христа,
исполненный мощной духовной энергии, «притягивает» их к себе, как бы замыкая
пространственную зону, подчинённую идее Спасения. Решённый в сдержанной, почти
«тёмной» гамме, «Спас оплечный» несёт в себе ту «загадку» и таинственную одухотворенность,
которой была отмечена испанская религиозная живопись.
По сторонам от него размещены светоносные янтарные шедевры Бориса
Игдалова из Царскосельской мастерской, восстановившей знаменитую Янтарную комнату
дворца, и небольшая резаная в кости фигурка Альмудены в золоченом венце, несомом
ангелами (Юрий Хмелевской).
Гармонично в соотношении с работами Александра Корноухова и Андрея
Давыдова «ведет свою партию» Ольга Шаламова. В её иконах Рождество Христово и
Богоматерь Одигитрия на первых аналоях правой стены близ Креста также ощутимо
живое творческое начало, особенно в Рождестве. Вопреки традиции художница
освободила композицию от многословных деталей. В итоге золото фона
преобразилось в Свет, в средоточии которого фигура Богоматери на красном ложе,
напоминающая гибко изогнутый цветок, превратила развёрнутый иконный сюжет в
символ Вселенского ожидания Чуда.
На третьем аналое ясный и светлый образ Архангела Михаила - воеводы
Небесного воинства работы Филиппа Давыдова на визуальном и символическом уровне
как бы предваряет сонм ангелов и серафимов на иконе «Богоматерь Прибавление
ума». Она представлена на выставке двумя произведениями: работой иконописной
школы имени преподобного Алипия и факультета церковных художеств ПСТГУ (в
витрине напротив). Извод, известный в России со второй половины XVII века,
творчески интерпретирует итальянские и испанские оригиналы - скульптуру Лоретского
святилища и образ Святой Девы Альмудены в том его типе, который сложился в
небольших живописных, рельефных и графических вариантах конца XVII-XVIII
веков. Созвучие последних со святыней базилики Лорето, как мы думаем,
объясняется обязательным введением в XVII веке лоре тайской литании во всей
католической церкви. По многочисленным итальянским, французским и нидерландским литографиям XVII века в деталях заметна
явная «диффузия» лоретского и мадридского образов. В России иконы «Прибавление
ума», возникшие в эпоху патриарха Никона, получили широкую популярность и
исполняются по сей день. Происхождение этого названия до сих пор вызывает
вопросы. Позволю себе предложить свою версию: литания строилась на молитвенных
обращениях библейского происхождения. В Воззвании 15-18 Святая Дева названа
Учительницей, что могло быть понято русским мастером, конечно, также сквозь
призму священных текстов, но более буквально истолковано.
По левую руку от центральной витрины экспонируются работы Анатолия
Эйтенейера святой великомученик Димитрий Солунский и Святые царственные
страстотерпцы. Обе работы, совершенно различные по художественному решению,
раскрывают тему мученического подвига. Образ св. Димитрия навеян впечатлениями
от пластики и иконописи Северо-Восточной Руси ХII-ХIII веков. В плане художественном
традиции эти были истолкованы автором с позиции синтеза поэтического образа
иконы и белокаменной резьбы. В композиционном и колористическом решении они
гармонично слиты. Резьба предстаёт через мотивы иконной рамы - стилизованные
растения и птицы, как бы «вырезанные» со стен Димитрисвского собора во
Владимире, а тип лика мученика - через фрагмент домонгольской иконы из Дмитрова.
«Узорность» общего решения и колорит, выдержанный в холодных тонах с редкими
золотистыми вкраплениями, говорят скорее о предпочтении автором «рельефного
ковра» степ или шитых пелен.
В традиции канонической, воплощённой в памятниках средневекового искусства,
образы святого Димитрия и Богородицы были тесно связаны. Вспомним хотя бы их
парные иконы в святилище мученика в Салониках, привезенные во Владимир в ХII веке
греческой иконы Богоматери Владимирской и образа святого Димитрия на гробной
доске мученика и, наконец, русские духовные стихи XVIII XIX веков, в которых
Пресвятая Дева и Святой воин ходят по Куликову полю с кадильницей, совершая
обряд поминовения усопших.
Уникальна по «драматургическому» решению уже названная икона Святых
царственных страстотерпцев в серебряной чеканной раме. До настоящего момента
эту задачу пытались решать многие современные иконописцы, но безуспешно. Образ
Анатолия и Светланы Эйтенейеров представляется наиболее удачным. В нём
гармонично и одновременно контрастно слиты два мира горний и событийный, исторический.
В «кулисах» по сторонам от белоснежного семиглавого храма предстоят перед
Богом уже в нездешнем мире, увенчанные коронами, мученики Николай и Александра.
По центру, в глубоком прорыве пространства на фоне страшных черных ям маленькие
фигурки в белом готовятся принести свою жертву. Этот контраст рождает
эмоциональный шок, ощущение реальности этой жертвы, приносимой на наших глазах,
за которую Там уже готовят мученические венцы.
Рядом положена икона матушки Татьяны Санниковой (Суздаль) «Введение
во храм Пресвятой Богородицы». Написанная с учётом новгородских и московских
изводов XV XVI веков, в своём стиле и пластике она свободно интерпретирует
византийские оригиналы XIV века.
За «Введением во храм» следует образ преподобного Сергия Радонежского
работы Андрея Давыдова, создающий ощущение реального присутствия святого.
Выполнение иконы в энкаустике не только не мешает «узнаваемости» персонажа, а
лишь активизирует его энергию и духовную силу. Появление образа Преподобного в
контексте данной выставки отнюдь не случайно. Из древних житий мы узнаём о явлении
ему незадолго до кончины самой Богородицы. Иконы этого извода, известные уже с
рубежа XV-XVI веков, иной раз проявляли себя в исторических событиях как защитницы
Русского царства. Такова история о чудотворной иконе из Свияжского монастыря,
вознесённой на стены Казани, подобно византийским градозащитным иконам, и
отразившей натиск татар.
Изобразительный ряд витрины, помещенной напротив обозначенных
аналоев, строится из шести икон, целиком связанных с мастерством школы имени
преподобного Алипия. Первые три, представляющие часть темплона - Вознесение,
Сошествие Святого духа и Успение - по гармоничности живописного решения,
построенного на светлых, ясных тонах, но воздушной легкости линий и классичности
пропорций явно ориентированы на русскую икону XV века в её лучших проявлениях.
При этом конструкция темплона, имеющая византийские корни, изобилие светлого
золота с белоснежными вспышками одежд архангелов и Богородицы гармонично соединяют
разновременные источники в единое целое. В другой «триаде» иконописцам той же
мастерской принадлежит образ Богоматери Одигитрии со Сретением и Благовещением
по сторонам. Эта группа выразительно контрастирует с темплоном. Иконы решены в
насыщенной цветовой гамме, где доминируют золотисто-коричневые, оливковые и
пурпурные тона с вкраплениями розового и красного. Крупные фигуры персонажей с
подчеркнутой лепкой объемов компактно заполняют плоскость, «снимая» акцент
активного движения. Массивность форм и декоративная проработка поверхности явно
навеяны впечатлениями от живописи византийского мира XIII века.
Такой же активной по цвету и строению форм является центральная
икона Богоматери - эпицентр всей группы. Цельность ее образа и «стройность»
силуэта придают соседствующим иконам структурную ясность и гармонизируют композицию
в целом.
«Спас Золотые Власы» (школа имени преподобного Алипия) является аллюзией
на прославленную икону Успенского собора в Москве рубежа XII—XIII веков. Автор
активизирует «невизантийскую натуральность» и готические элементы в его
декоративном и графическом строе, что делает образ не только современным, но
где-то и созвучным работам испанских мастеров. В экспозиции он занимает место
в одной витрине с Богоматерью Прибавление ума (ПСТТУ) и иконой Богоматери
Донской (мастерская «Александрия»), в стиле которой древний извод решается в
традициях Нового времени с активным применением разноцветного золота.
По правую сторону витрины рядом с ними располагаются три образа,
принадлежащие ярославской мастерской «София» (руководитель Андрей Шумихин).
Небольшие иконы «мелкого письма» с массой занимательных пейзажных, архитектурных
и событийных мотивов, ориентированные на традицию русской иконописи последней четверти XVII - начала XVIII
века, призывают зрителя к внимательному разглядыванию. Среди них Убиение
царевича Дмитрия, любимого и жалеемого русскими людьми, иконы с изображениями
преподобного Александра Свирского. мощи которого недавно были обретены, и
Василия Блаженного.
Наиболее выразителен образ юродивого. Его иссохшая фигура, высоко
поднятая над сценами жития, уже почти парит на сине-голубом фоне неба, перекрывая
по своей бесплотности московские иконы начала XVIII века. По содержанию икона
вполне соответствует тематике выставки. Известно, что Василий был похоронен в
августе 1558 года под папертью с северной стороны от придела Святой Троицы в
храме Покрова на Рву близ Кремлёвской стены, который в поздней традиции получил
название собора Василия Блаженного.
Поверх стеклянной витрины установлен массивный серебряный крест,
восходящий по форме и сложному убранству к древнейшим христианским святыням
(Матвей Гребенников, Великий Новгород). Ему же принадлежат мастерски исполненные
драгоценные оправы четырех миниатюрных икон Божьей Матери, тонко прочеканенная
рукоять воздвизального креста с живописным Распятием в стиле XVI века, а также
резаные из кости наперсные кресты и панагии. С другой стороны витрины,
корреспондируя с работами Гребенникова, представляет своё искусство один из
лучших современных ювелиров Юрий Фёдоров (Санкт-Петербург). Он по праву может
считаться великим знатоком православных крестов всех видов, а также
энколиионов, наперстных панагий и др. Ему подвластны разнообразные техники
обработки драгоценных металлов - литьё, чернение, эмаль по литью, зернь. При
этом мастер не копирует старинные образцы, а, используя весь репертуар
выразительных средств работы в металле, сложившийся столетиями, комбинирует их
и, соблюдая стилевую строгость и высокий вкус, создаёт новые современные
варианты. Его витрина на выставке, красноречиво демонстрирующая тончайшее
мастерство ювелира, неизменно будет привлекать внимание зрителей.
Формируя настоящую выставку, мы стремились продемонстрировать разнообразные
тенденции в современном церковном искусстве России, где при сохранении традиций
православной культуры рождается творческое к ней отношение, свободное
оперирование всем огромным богатством христианской культуры, вплоть до
восстановления и введения в художественную практику старинных забытых техник
живописи, ювелирного искусства, пластики. Учитывался и испанский «адрес»
отбираемых произведений, которые могли бы найти отклик в стране Великого
искусства, куда неизменно стремились в конце XIX - начале XX века лучшие из русских
мастеров.
Анна РЫНДИНА, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, заведующая отделом древнерусского и современного церковного искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств PAX