(фоотчет о поездке см. ниже)
В начале июля этого года было
организовано паломничество студентов и преподавателей Иконописной школы им.
преп. Алипия в древнейший город Центральной Руси – Переславль-Залесский. В 2009-2010
годах трудами студентов и выпускников школы в переславский храм Сорока
мучеников был написан пятиярусный иконостас. За время работы у нас сложились
дружеские отношения с настоятелем храма отцом Иоанном, и в это утро нам был
оказан самый теплый прием: завтрак, более походивший на обед, и подробный
рассказ об истории храма. Отец Иоанн благословил свою прихожанку Евгению –
краеведа-любителя сопровождать нас в поездке по святым местам города. Ее
рассказ и свои впечатления я дополнил фотографиями и кое-какими справочными
данными, и вот что получилось.
Плещеево
озеро и река Трубеж
Храм расположен в живописном месте – там, где в
Плещеево озеро впадает река Трубеж. А начало она берет, вы не поверите, – в
Берендеевом болоте. Когда-то давным-давно здесь обитало племя берендеев, отсюда
и название. Былинные, сказочные места! (Кстати, у Михаила Пришвина, который жил
в Переславле более 20 лет, есть рассказ «Берендеева чаща»). Несомненно, что
расположение храма на берегу Плещеева озера напрямую связано с его посвящением
40 воинам-мученикам, пострадавшим в начале IV века на Севастийском
озере (это о. Севан в Армении). Была зима, и мучители, добиваясь отречения воинов
от Христа, заставили их всю ночь провести на льду озера или, по другим
сведениям, в ледяной воде – в житиях есть разночтения, – но одно другого не
лучше.
Название озера «Плещеево»
происходит не от слова «плескать», как это само собой напрашивается, а от слова
«клещи», и в старину оно называлось Клещеево. Озеро довольно большое, берега еле
видать, при этом глубокое (25
метров) и нрава весьма строптивого. Когда поднимается
сильный ветер и по лону вод бегут белые барашки, рыбаки спасаются от этих
барашков как от лютых волков – изо всех сил гребут к берегу. А кто не успел
убежать, лодку несчастного переворачивает и накрывает волной, она как бы
попадает в водяные клещи, так эти волны до сих пор и называют «клещами».
В озере водится уникальная рыбка
из семейства лососевых – ряпушка. Нигде в мире больше нет такой рыбы, только в
Плещеевом озере. Ряпушку поставляли к царскому столу, она даже удостоилась
чести быть изображенной на гербе города «в знак того, что сей (город) оною
копченою рыбой производит торг». В свое
время на озере рыбачил благоверный князь Александр Невский – уроженец
Переяславля. А основал город, угадайте кто? Правильно, Юрий Долгорукий, он,
наверное, только и делал, что города основывал. Раньше название города писалось
с буквой «я» – в значении «переять славу». Разумеется, у врага, которым в те
междоусобные времена чаще всего были родной дядя или племянник.
Молодой Петр Первый проводил на Плещеевом
озере свои «потешные морские сражения», поэтому озеро и вообще Переславль всерьез
называют «колыбелью российского флота». Я слышал, что на точно такое же звание
претендует и город Воронеж. Однако в Переславле есть вещественное
доказательство – ботик Петра Первого, который поныне хранится в специальном
музее. Немного странно, что за звание «колыбель российского флота» борются
города, от которых, перефразируя слова гоголевского городничего, «хоть три года
скачи, не до какого моря не доскачешь». И еще касательно музеев, в Переславле
находится Музей паровозов, Музей утюга, Дом чайников и еще куча экзотических музеев.
Река Трубеж выглядит
патриархально, вдоль извилистых набережных выстроились простые деревенские
домики. У берегов привязаны какие-то допотопные лодки, рядом мостики для
полоскания белья, столетние плакучие ивы ветвями достают воды. Плакучие ивы – это
хорошо, но не совсем. Наш огромный автобус не смог проехать под сенью этих
дерев и застрял на полдороги к храму. Паломникам пришлось идти пешком, а
автобус с большим трудом выбрался из зеленого тоннеля задним ходом.
Однако и здесь на брегах Трубежа чувствуется
дух нашего времени: то тут, то там взметнулись к облакам каменные бастионы
московских дачников. В Европе умеют хранить природно-архитектурные заповедники
в натуральном виде, а у нас исторический ландшафт обязательно «украсит»
какая-нибудь трехэтажная дача в стиле «рублевский ампир». Слава Богу, что хотя
бы химические предприятия и новый микрорайон отнесли подальше от исторического
центра.
Никитский
монастырь
Следующим местом нашего паломничества
стал Никитский монастырь, основанный в XI веке в честь великомученика
Никиты, того самого, который на древних иконах изображен побивающим беса своими
кандалами. По преданию (некоторые ученые его оспаривают), накануне казни
мученику Никите явился бес и стал искушать его отречься от Христа. Но в то же
время Никите предстал Архангел Михаил и повелел снять с себя оковы и побить ими
беса. Каким образом бесплотный бес страдал от вещественных оков, предание
умалчивает, но настаивает на том, что мучения бес испытывал не шуточные,
вероятно его жгла благодать Божия, обильно излитая на святого. Этот сюжет был
необыкновенно популярен в Древней Руси, до настоящего времени дошли сотни
бронзовых и каменных образков, которые наши предки постоянно носили с собой. А
великомученику в народе было присвоено почетное звание – Никита-бесогон.
Монастырь находится так же, как и
храм 40 мучеников на берегу Плещеева озера, но на другой окраине города. Евгения
пояснила нам, что именно с этих мест Переяславль «пошел есть», о чем
свидетельствуют огромные крепостные валы. В Никитском монастыре в XII веке подвизался преподобный
Никита-столпник. С тех пор монастырь имеет как бы двойное посвящение – двум
святым Никитам. Почему Никиту младшего называют столпником не совсем понятно,
поскольку он спасался не на столпе, как сирийские столпники, а совсем наоборот –
в колодце, окованный тяжелыми веригами, а голову Никиты покрывала каменная шапка.
Как и евангельский Закхей, Никита до пострижения в монахи был мытарем – сборщиком
податей, вороватым, жадным и немилосердным. И так же как Закхей Никита глубоко
раскаялся в своих грехах и хотел поступить в монастырь. Но игумен подверг его
суровому испытанию: Никита три дня стоял при вратах, просил прощения у всех
входящих и публично каялся в своих грехах. Скончался Никита мученически. Родственники
его не поверили, что святой раздал все свои сокровища, они подумали, что вериги
Никита выковал из серебра, «на черный день». Однажды ночью они подкрались и убили
Никиту, сняли вериги и убежали с ними из города. Добравшись до Ярославля, они
поняли, наконец, свою ошибку и выбросили вериги в Волгу. Но вериги не пошли ко
дну, как им полагается по законам физики, а поплыли по реке. Старец
Петропавловского монастыря Симеон увидел эти вериги, "яко древо в водах
волжских плавающие", и сообщил игумену. Братия монастыря с радостью и
благоговением приняли чудесные вериги и поместили их в храме. Со временем они
узнали о случившемся и вернули святыню в Никитский монастырь. И в наше время
паломники, приложившись к мощам святого, подходят к его иконе и кладут себе на
плечи эти тяжелые железные вериги. Но одно дело положить вериги на плечи, а
другое носить их годами под одеждой! Сегодня многим шорты и топики в тяжесть,
все им тесно и жарко. Вот бы таким вериги повесить, как у Никиты... Да, были
люди – богатыри, не мы!
А с современной «голытьбой» в
монастыре борются довольно успешно: при входе выставлена богатая коллекция
длинных юбок на любой вкус, а дополнить ансамбль призвана еще большая коллекция
разноцветных платков, которые выдают на прокат совершенно бесплатно. Так что на
территории монастыря трудно отличить ротозея от паломника, у всех приличная
месту одежда. Эти меры далеко не лишние, поскольку рядом находится городской
пляж, и есть не мало желающих «заодно» зайти в монастырь. В солнечный день трудно
назвать это место «тихой обителью» – обочины ближайших к монастырю улиц и дорог
как бусы унизаны автомобилями всех цветов и марок, идет активная торговля
сувенирами и напитками. Заметил интересную вещь: номера у машин в основном
московские. И не лень москвичам ехать в Ярославскую область искупаться?
Дополню рассказ интересными, на
мой взгляд, сведениями. Никитский монастырь приглянулся царю Иоанну Грозному,
он особенно стал почитать прп. Никиту Столпника после того, как по молитвам
святого исцелился его малолетний сын Иоанн. Царем были сделаны в монастырь
богатые вклады. Тропарь, который и сегодня поется прп. Никите, написан самим
Иоанном Грозным. Кроме того в монастыре был возведен новый храм, посвященный
вмч. Никите, построена часовня над местом подвигов прп. Никиты, а так же
укреплены стены. Царь Иоанн готовил этот монастырь в качестве запасной
резиденции опричников, если Александровской слободе будет угрожать опасность.
За долгую многовековую историю
монастырь много раз осаждали и разоряли, но он вновь и вновь возрождался. В
Смутное время поляки дважды осаждали монастырь. В 1608 году монастырь выдержал
осаду, но в 1611 году гетману Сапеге удалось взять монастырь штурмом. В память
об этих трагических событиях в монастыре сохранилось несколько польских пушек,
однако в настоящее время они хранятся в музее Горицкого монастыря. Мы их
увидели, но позже.
Спасо-Преображенский
собор
Главная достопримечательность
Переславля – Спасо-Преображенский собор, построенный в середине XII века. Это не только исторический
памятник, но и шедевр мировой архитектуры, один из красивейших русских храмов.
Его красота мужественна и аскетична, почти нет декора, но он не выглядит таким
суровым и воинственным как романские храмы в Западной Европе. Его стены сложены
из белого камня и были отполированы, так что храм изначально светился и блестел
на солнце, что отвечало идее Преображения – праздника божественного света.
Сегодня храм светится побелкой, это тоже не плохо, хуже другое: года два назад
я видел этот храм, его купол и своды были покрыты натуральной медью, которая
окислилась и приобрела благородный темно-коричневый оттенок. Наш гид Евгения не
очень разбиралась в тонкостях архитектуры и начала нахваливать какого-то
«благодетеля», который ко Дню города за свой счет покрасил купол и крышу храма
в обыкновенный зеленый цвет, каким красят железные гаражи. Спустя год цвет этот
выгорел на солнце и представляет собой «жалкое, – как бы сказал ослик Иа-Иа, – душераздирающее
зрелище». Не поймешь эту «Охрану памятников»: то по рукам и ногам вяжут, гвоздь
не вобьешь в каких-нибудь руинах, а то памятник, находящийся под охраной ЮНЕСКО
(!), красят все, кому не лень в первый попавший цвет?
Ладно, хватит о грустном. Добавлю
еще, что храм этот построил Юрий Долгорукий, в нем крестили св. Александра Невского,
иконостас в конце XIV
века писал сам Феофан Грек. В Третьяковской галерее хранится огромная икона Преображения
из этого храма кисти Феофана. Еще одна оригинальная особенность этого собора –
главный вход расположен не с западной как обычно, а с южной стороны. Это
объясняется тем, что северная стена храма находится в непосредственной близости
от крепостного вала. Во время осады западная стена была уязвима для обстрела, а
южная – наиболее защищена.
Свято-Троицкий
Данилов монастырь
Далее наш путь лежал в Троицкий
Данилов монастырь. За Святыми вратами перед паломниками, «утомленными солнцем»,
простирается тенистая аллея с уютными скамейками. В монастыре почивают мощи
прп. Даниила Переяславского, основателя этой обители, а прославился он своеобразным
подвигом. Как сейчас, так и в древности через Переславль пролегал тракт, по
которому проходило много купцов, паломников и всякого прочего люду. Случались и
эпидемии, так что по обочинам дороги лежало много не погребенных тел. Прп.
Даниил если находил мертвого человека, то относил его на себе в «скудельницу», то
место, где сейчас расположен монастырь, и хоронил его по христианскому обряду.
Такой самоотверженный подвиг привлек к нему много учеников, и в 1525 году в
Переяславле был основан новый Троицкий монастырь. Прп. Даниил имел огромный
авторитет, великий князь Василий III избрал его своим духовником, преподобный был
восприемником от купели двух его сыновей, в том числе будущего царя Иоанна
Грозного. Надо еще добавить, что главный собор монастыря расписан в XVII веке знаменитой артелью под
руководством Гурия Никитина, и роспись эта неплохо сохранилась. Эта же артель
расписывала Архангельский собор в Кремле, Троицкий собор Ипатьева монастыря и
много других храмов в Ярославле, Ростове, Костроме.
Хочу обратить внимание читателя,
что у нас в Дубне на Большеволжском кладбище находится храм прп. Даниила
Переяславского, построенный покойным отцом Александром Любимовым, и название он
получил, как вы теперь понимаете, не случайно.
Свято-Успенский
Горицкий монастырь
Далее нас ждал Горицкий
монастырь, основанный в начале XIV века. Название «Горицкий» он получил от того, что расположен на
верху высокого холма – «горице». В 1382 году войско хана Тохтамыша разрушило
Переяславль-Залесский, а вместе с ним и Горицкий монастырь. Незадолго перед
разорением сюда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия
Донского. Она и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту
на середину Плещеева озера, скрывшись за густым туманом. В память о своем
чудесном спасении Евдокия восстановила монастырь на свои средства, а в
Переславле появилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать
крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья реки Трубеж к середине
озера.
Ныне в монастыре расположился
музей. Иконописцев более всего интересовало собрание икон. Коллекция небольшая,
но качество икон очень высокое, есть даже несколько икон XV века. Кроме музея, мы ни в какие
храмы не заходили. Гид Евгения показала нам большой прямоугольный пруд. Пруд
как пруд, ничего особенного, но когда она сказала, что пруд сделан размером в
Ноев ковчег, интерес к нему резко возрос. Мы начали представлять, как там
размещались животные и все такое. Однако время нас поджимало, надо было успеть
до начала вечерней службы в Никольский монастырь.
Свято-Никольский
монастырь
Этот монастырь был основан
несколько позже Горицкого – в середине XIV века прп. Димитрием Прилуцким, учеником и другом прп.
Сергия Радонежского. Первым делом мы отправились в Никольский собор. Старый
собор «во время оно» был разрушен до основания, а на его месте уже в наше время
построен новый по проекту переславского архитектора Вячеслава Ижикова. Редко можно увидеть удачно
спроектированные новые храмы. Современные архитекторы либо буквально копируют
старинные храмы, при этом что-то упрощают, что-то, как им кажется, «улучшают»,
и в результате получается не копия, а новодел. Либо смешивают стили, и
получается несуразная эклектика; либо того хуже, не считаясь с традицией,
уклоняются в модернизм. В данном случае мы видим удачный проект, где старое и
новое сбалансированы. Еще более убедительным получился интерьер собора. Алтарь,
купол и приделы расписаны талантливыми современными иконописцами, роспись
органично сочетается с архитектурой. У южной стены собора находятся мощи св.
князя Андрея Смоленского, который жил в XIV веке. Он отказался от борьбы за княжеский
престол и тайно от всех ушел в Никольский монастырь. О княжеском происхождении
инока узнали только после его кончины, когда были найдены его перстень, печать
и собственное жизнеописание. К северной стене собора примыкает рака с мощами прп.
Корнилия Молчальника, он подвизался в обители в XVII веке. На солее наше внимание
привлек огромный более 2-х метров высотой «корсунский» крест с мощами многих
святых угодников, украшенный драгоценными камнями. Этот крест был недавно возвращен
монастырю из городского музея. Несмотря на древние византийские формы, ученые датируют
его XVII веком. Слева
от царских врат стоит рака с частицами мощей почти всех Киево-Печерских святых.
Иконописцам было особенно приятно приложиться к мощам прп. Алипия Печерского,
имя которого носит наша школа. В Никольском соборе есть еще одна замечательная
икона с частицей мощей свт. Луки (Войно-Ясенецкого). Оказывается, с 1910 по
1917 год будущий святитель и светило медицины работал в Переславле главным
врачом инфекционной больницы.
Перед дорогой домой паломников
пригласили в трапезную, где нас ожидал постный, но по-монастырски вкусный обед.
Таким образом, напитавшись духовно и телесно, мы отправились в обратный путь. В
Переславле осталось еще не мало мест, достойных внимания паломников и
иконописцев, но, как говорил Козьма Прутков, «никто не может объять
необъятное».
Прот.
Виталий Шумилов, руководитель
Иконописной школы им. прп. Алипия